Подразделение шведской корпорации Saab по производству подводных лодок недавно предприняло что-то вроде маркетингового наступления на финский рынок, пишет сегодня, 3 марта, специализирующийся на военно-морской тематике информационно-аналитический портал Naval News (штаб-квартира в Париже).
Финляндия располагала небольшими и умеренно эффективными подводными силами во время Второй мировой войны, но в соответствии с условиями заключëнных затем мирных договоров они были расформированы. Субмарины североевропейской страны были либо списаны, либо, как в случае подлодки Vesikko, превращены в плавучие музеи.
В середине 1990-х годов, после распада Советского Союза, возможность приобретения подводных лодок была серьëзно изучена в Хельсинки, при этом немецкие подводные лодки Type 206 и шведские A11 Sjöormen были тогда в качестве наиболее рассматриваемых морских платформ для восстановления финского подводного флота. Однако финны в конце концов решили, что эксплуатационные расходы на содержание боевых субмарин будут непомерно высокими, и вместо этого предложенные им немцами и шведами подводные лодки оказались в составе военно-морских сил Колумбии и Сингапура, отмечает издание.
В связи с тем, что в финских СМИ за короткий промежуток времени ранее появился ряд статей, в которых обсуждались шведские перспективные подлодки А-26 класса Blekinge и их ценность в Балтийском море, Naval News обратился к Saab за комментарием о том, видит ли эта компания возможности для возвращения к воссозданию подводного флота соседней страны.
В Saab на запрос Naval News ответили по-шведски довольно сухо:
«Мы открыты для обсуждения, если Финляндия проявит интерес к расширению своих подводных возможностей».
Шведский судостроитель не стал уточнять, проявлялся ли до сих пор какой-либо интерес к его подводной продукции со стороны Хельсинки.
В последние годы финские военно-морские силы расширили свои возможности далеко в море, вместо того чтобы традиционно быть сосредоточенными на усилении своих оборонительных возможностей, а также на операциях по добыче полезных ископаемых на загроможденном финском архипелаге. Это привело к возобновлению внимания к подводным боевым действиям, а такие программы, как приобретение торпед, привнесли новые возможности. Это также подчеркнуло необходимость реалистичной подготовки, при этом совместные противолодочные учения со шведскими подводными силами были приоритетом, говорится в публикации.
Saab ранее заключила ряд ключевых контрактов для ВМС Финляндии, в том числе на противолодочные торпеды, а также стала генеральным подрядчиком систем боевого управления будущих корветов класса Pohjanmaa (также известных как Squadron 2020).
Шведские подводные лодки, как правило, пользуются большим уважением у военно-морских аналитиков, но они столкнулись с трудностями при выходе на экспортный рынок, где доминируют Германия, Франция и Россия.
Финляндия разместила ранее у компании Saab заказ на лëгкое противотанковое оружие нового поколения (NLAW) на сумму 400 миллионов шведских крон ($ 38 млн). Хельсинки заказал ракетную систему по рамочному соглашению со шведской корпорацией, участником которого выступает и Великобритания. Поставка ожидается в 2024 году.
В последнее время североевропейская страна, которая вместе со Швецией в мае 2022 года подала заявку на вступление в НАТО, сделала ряд внушительных оружейных закупок для расширения своего противотанкового арсенала, включая ракеты Rafael Spike за $ 236 млн в декабре и дополнительный заказ лёгкого противотанкового оружия M72 MK2 Enhanced Capability на $ 56 млн в сентябре.
Ранее западные военные эксперты отмечали, что со вступлением Финляндии в НАТО у Североатлантического альянса будет лучший доступ к автомагистралям и к самым северным районам Европы по железной дороге. Также указывалось, что эта страна имеет «широкую мобилизационную базу» в резерве живой силы и большие запасы обычных вооружений и боеприпасов.
Подробнее:
ссылка