Неизвестный мастер. Камея Гонзага. III в. до н. э.Одно из самых прославленных в мире произведений музейной глиптики – камея Гонзага из собрания Эрмитажа. Она создана из трех слоев сардоникса неизвестным мастером из Александрии Египетской, а изображены на ней, как предполагают исследователи, единокровные брат и сестра Птолемей II и Арсиноя II, вступившие в брак в 280 году до н. э. История бытования шедевра известна лишь с XVI века, когда она принадлежала известному меценату, коллекционеру и правителю Мантуи Франческо Гонзага (от него она и получила имя). Далее камея путешествовала по королевским коллекциям Европы, пока не была подарена в 1814 году первой супругой Наполеона Жозефиной де Богарне русскому царю Александру I.
Неизвестный мастер. Подвеска «Каравелла». 1580-е гг.Редкая испанская подвеска XVI века обладает, помимо уникальности и мастерства, и выдающимися физическими данными: в основе фюзеляжа корабля использован роскошный колумбийский изумруд весом в 125 карат, а общий вес изумрудов в изделии (пять других выложены в форме креста) составляет 190 карат. Форма корабля в ювелирном искусстве была невероятна популярна в те времена в Испании – это было связано с великими географическими открытиями.
Рене Лалик. Кулон «Клубок змей». 1898-1899 гг.Своей немногочисленной, но изящной коллекцией ювелирных произведений Лалика Эрмитаж обязан знаменитому банкиру и меценату Александру Штиглицу, основателю в том числе художественно-промышленной академии в Петербурге. Передовой финансист был большим любителем искусства, причем, не только классических форм, но и новейших его течений. В его личной коллекции, а также собрании академии, оказались предметы стиля ар-нуво, прибывшие в столичные дворцы прямиком из Парижа после Всемирной выставки 1900 года, где стиль был триумфально представлен. Позже барон и лично побывал в мастерских ювелира во французской столице и купил несколько выдающихся вещей – в том числе, и эту золотую подвеску с эмалью и жемчугом.
Неизвестный мастер. Подвеска «Лебедь». XVI в.Самых разных произведений раннего барокко в Эрмитаже немало, в их числе есть и ювелирные украшения. Например, этот пример невероятно популярных в Европе XVI века подвесок, был создан в Италии, где использование в изделиях барочных жемчужин достигло расцвета. Такая крупная форма приняла тело лебедя, а шея, голова и крылья были выполнены из платины. В качестве стороннего декора использованы алмазы, рубины и эмаль.
Иеремия Позье. Букет. 1740-е гг.Иеремия (или Жереми, как его звали на родине в Швейцарии) Позье – автор легендарной Большой императорской короны, созданной для коронации Екатерины II в 1762 году и прослужившей русским царям вплоть до падения монархии. Но еще ранее, Позье успел послужить при дворе двух предыдущих русских цариц – Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны – и создать для них целый ряд выдающихся произведений, ставших образцами для последующих поколений ювелиров. Один из ярких примеров – этот драгоценный букет, сделанный задолго до появления Карла Фаберже. Кроме горного хрусталя, использованного для графина, в работе участвовали бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины, шпинель, гранаты, хризолиты, агат, топазы, цитрин, бирюза, кахолонг и оникс.