Лента 03 Октября 2022, 07:02
  • Соцрегистрация/вход
Дом 2 новости и слухи, серии онлайн
collapse

* Регистрация

Привет!!! Добро пожаловать, тут Белок.Нет! Зато есть много всего интересного!

Пройдите простую регистрацию РЕГИСТРАЦИЯ. Присоединяйтесь к нашему дружному сообществу!

Уважаемы гости форума. Если у Вас есть вопросы или проблемы в этой теме Вы можете писать без регистрации https://belok.net/index.php?topic=60312.0. Всегда рады Вам помочь.

* Чатотема

  • Сентябрь: Не надо,наверно..Разные идеологии у людей-переругаемся  :puh7:
  • bate: Врагунесдаетсяваряг, привет. Смотрю, форум почти умер. Может нужно писать на актуальные темы, а не про дом 2, который уже мало кому интересен?
  • tatsli: Врагунесдаетсяваряг:82fc1: :b796c:
  • Врагунесдаетсяваряг: tatsli:b796c:
  • Врагунесдаетсяваряг:  :b796c:
  • bate: tatsli:23: :24:
  • tatsli: bate, привет :82fc1: :flightkiss:
  • bate: tatsli:46: :b796c:
  • tatsli: Осень, я скучала  :b796c:
  • Осень: tatsli:b796c: Мы тебя ждали!

Перейти в чатотопик

* Тестовые последние сообщения

Обновлять автоматически

Тема: Художник Адриан Корте: не просто красивая картинка  (Прочитано 604 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

23 Февраля 2022, 11:04
Прочитано 604 раз
Оффлайн

БеняКрик


2
Реклама:
Художник Адриан Корте: не просто красивая картинка
Ряд наших читателей искренне полагает, что простого «чувства прекрасного» более чем достаточно, чтобы разбираться в живописи минувших эпох. То и дело доводится читать приблизительно такие комментарии: «Зачем мне эти ваши рассуждения о картинах, если у меня в наличии тонкий вкус и развитие эстетическое восприятие?» Или даже: «Художник хотел сказать совсем не то, что вы нам тут рассказываете. Он просто хотел создать красивое изображение, а вы всё придумали.» ©

Адриан Корте, «Два персика», 1696, холст, масло, 27,9 х 22,8 см, частная коллекция
Дабы раз и навсегда закрыть эту тему, поясним: вплоть до второй половины XIX века ВСЯ, АБСОЛЮТНО и БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ВСЯ европейская живопись была не про «красивую картинку», а про стоящие за ней смыслы. Картины были прямыми аналогами книг. Просто книги писались на немецком, французском и на латыни, а картины — на универсальном языке образов, тонов и светотени. По набору же исполняемых функций живопись дублировала собою литературу.

Адриан Корте, «Натюрморт с бабочкой, абрикосами, вишнями и каштаном», 1685, холст, масло, 40,6 х 36,9 см, частная коллекция
Портрет — представлял и комментировал, жанр — поучал или даже иронизировал, пейзаж — возвышал дух и проповедовал. Полотна на исторические и мифологические темы являлись метафорами, накрепко привязанными к социальным, политическим и/или религиозным убеждениям заказчика. Реже — самого автора.

Адриан Корте, «Натюрморт со спаржей и красной смородиной», 1696, холст, масло, 34 х 25 см, Национальная художественная галерея
Даже невинный с первого взгляда натюрморт, предназначенный для публичной демонстрации, в те времена не был банальной зарисовкой на тему лёгкости бытия. Канон «визуальной литературы» предписывал каждому отдельно взятому натюрморту если не роль драмы идей, то уж как минимум — функцию комедии нравов.

Адриан Корте, «Натюрморт с дыней, виноградной лозой, мушмулой, абрикосами, персиком и инжиром», 1688 , холст, масло, 58 х 47 см, частная коллекция
Жителям XXI столетия всё это совершенно неочевидно. Они почему-то привыкли судить о мастерах ушедших веков с позиций глобализированного информационного общества сегодняшнего дня. А ведь сейчас за одни-единственные сутки человечество создаёт и воспринимает больше данных, чем было спродуцировано за двадцать предыдущих вместе взятых веков. И данные эти в первую очередь именно визуальные.

Мало кто из «интуитивных ценителей живописи» помнит о том, что лишённое внутреннего морального и интеллектуального аспекта изображение ещё каких-то 150 лет назад было обречено на осуждение, а его создатель — на презрение. Что групповой семейный портрет в доме парижского вельможи не равен по своему смысловому наполнению современной семейной фотографии с курорта, размещённой в соцсетях. А жанровая сцена XVII века — ролику из «Тик-тока» в 2022-м. Что лидером мнений был не художник, музыкант и актёр, а дворянин-аристократ или (на худой конец) особа духовного сана. Чьи интересы, собственно говоря, и обслуживал тогдашний «креативный класс» деятелей искусства, выполняя конкретные общественно-политические задачи. И не дай Боже художнику того же XVII века нажить себе знатных и состоятельных недругов. Оправдания в духе: «Я художник, я не обязан вкладывать созидательный смысл и высокую мораль в свои произведения, я просто так вижу...» бедолага заканчивал бы уже по пути в изгнание.

Адриан Корте, «Натюрморт с висящей гроздью винограда, двумя мушмулами и бабочкой», 1687, холст, масло, 33 х 26,5 см, частная коллекция
Впрочем, мы несколько отвлеклись. Обратимся к натюрморту голландского живописца Адриана Корте под названием «Три персика на каменной столешнице и бабочка Красный адмирал». Малоизвестные полотна этого мастера, не оценённого по достоинству современниками, идеально подходят для нашей цели. Ибо обеспечивают чистоту эксперимента.


Адриан Корте, «Пеликан и утки в горном пейзаже», 1683, холст, масло, 39 х 48 см, Музей Ашмола
А вот и нет. Сочные персики в европейской культуре с давних пор олицетворяли собою чувственный аспект любви. А бабочка в голландском языке, между прочим, — слово мужского рода. К тому же любому образованному человеку той эпохи, знакомому с классической поэзией, было известно, что бабочка — символ человеческой души. Вернее —символ её хрупкости и непостоянства.

«Красный адмирал» не действует по зову высокого чувства, а просто решает, который из плодов ему более по вкусу. Сами же девы-персики начисто лишены какой-либо свободы выбора. Нисходящая траектория полёта, ведущая прочь от источника света в верхнем правом углу композиции — метафора грехопадения души бабочки. И так далее, и так далее.


Адриан Корте, «Три персика на каменной столешнице и бабочка Красный адмирал», 1693-1695, фрагмент
Словом: пока наши дорогие ценители тёплых текстур и уютных тонов пропускают текст данной статьи и просто любуются картиной, принимая зашифрованную в символах и отсылках драму за милый легковесный сюжет, мы с Вами подходим к окончательной дешифровке послания мастера. Видите ли в чём дело, дорогой читатель: господин Корте был ярым кальвинистом. Ревнителем чистоты библейских догм и активным сторонником протестантской морали. Получив заказ на полотно, он не смог удержаться. И превратил его в назидательную притчу о падении нравов своих высокородных соотечественников.

Адриан Корте, «Три персика на каменной столешнице и бабочка Красный адмирал», 1693-1695, фрагмент
Вот так, уважаемый читатель. Потрудившись применить знания и логику, мы с Вами сумели разобраться в сути живописного послания. Разве это не здóрово — понимать, что на самом деле хотел сказать живописец? Воспринимать живопись такой, какой её задумывали авторы, а не следовать собственным догадкам, большинство из которых в силу отсутствия специальных знаний у адептов «собственного уникального видения» заведомо ошибочны?

Адриан Корте, «Земляника», 1696, бумага на дереве, масло, 16,5 х 14 см, Королевская картинная галерея Маурицхейс
Правильный ответ, на наш скромный взгляд, очевиден. Имеющий глаза — да прочтёт, имеющий логику — да осмыслит. И пусть не прервётся великая связь времён, не сгинут в безвестности и ложных интерпретациях мысли и чувства великих художников прошлого. Они заслуживают быть понятыми. А живопись заслуживает истины.

Живопись
ссылка

Поделиться: