Лента 27 Сентября 2022, 17:02
  • Соцрегистрация/вход
Дом 2 новости и слухи, серии онлайн
collapse

* Регистрация

Привет!!! Добро пожаловать, тут Белок.Нет! Зато есть много всего интересного!

Пройдите простую регистрацию РЕГИСТРАЦИЯ. Присоединяйтесь к нашему дружному сообществу!

Уважаемы гости форума. Если у Вас есть вопросы или проблемы в этой теме Вы можете писать без регистрации https://belok.net/index.php?topic=60312.0. Всегда рады Вам помочь.

* Чатотема

  • tatsli: Сентябрь:b796c:
  • Сентябрь: tatsli:b796c:
  • tatsli: Белочки, привет!  :puh15: :romashka7:
  • Осень: А я и сейчас Саню вижу ... Привет!  :190:
  • Сентябрь: Мариночка,Саша  :flightkiss: Я вас видела,приветы  :24:
  • Сентябрь: А мы уже месяц в куртках ходим)
  • Осень: У нас последний тёплый день, не поверишь, +27 !!!! И это Урал. Завтра уже 20, и все, температура снизится до обычных 6-10, осень пришла.  :186:
  • Сентябрь:  У нас дождь)а у вас?)
  • Сентябрь:
  • La Peregrina: Белки, доброго всем вечера! :82fc1: Не теряйтесь, пожалуйста!  :b796c:

Перейти в чатотопик

* Тестовые последние сообщения

Обновлять автоматически

Тема: Что такое "Лакримоза" Моцарта и почему их несколько  (Прочитано 313 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

26 Декабря 2021, 10:48
Прочитано 313 раз
Оффлайн

БеняКрик


3
Реклама:
Что такое "Лакримоза" Моцарта и почему их несколько

Колин де Котер. Скорбящая Мария Магдалина.
Никто с таким искренним состраданием и любовью не оплакал человека, как Моцарт в своей "Лакримозе". В этой музыке такая концентрация неизбежности, горькой печали и красоты, что веришь с первых звуков: "Лакримозой" он попрощался с этим миром.

"Лакримоза" - это одна из частей Реквиема Моцарта (седьмая) - последнего и незаконченного произведения Моцарта. Об интригующих обстоятельствах его создания и о том, что произошло с его рукописью после смерти композитора, в этой статье 👇
"Лакримоза" завершает раздел Реквиема, в котором говорится о Страшном Суде.

В переводе с латинского lacrimosa означает "слёзный", и текст в ней такой:

Слёзный день наступит,
Когда восстанет из праха
Грешник, и будет он судим.

Так пощади же его , Боже ,
Милосердный Господе Иисусе!
Даруй ему покой.
Аминь .

Она звучит после очень страшной, почти демонической музыки шестого номера - 👉Confutatis, где Моцарт, кажется, заглядывает в саму смерть. И когда из наступившей тишины начинается музыка "Лакримозы" с мотивами капающих слёз у скрипок, комок в горле совершенно неизбежен.

Первым заплакал под "Лакримозу" сам Моцарт.

Слёзы "Лакримозы"
Об этом рассказывалось в публикации одной из венских газет (1827 год), в некрологе, посвящённом смерти одного из друзей Моцарта, тенора Бенедикта Шака (вероятно, автор некролога опирался на его воспоминания).

"Накануне своей смерти Моцарт приказал принести партитуру Реквиема к себе в постель. Было два часа дня. Сам он пел партию альта, Шак, друг семьи - сопрано. Хофер, зять Моцарта, взял на себя бас, а тенором пел Герл. Как только они начали первые такты "Лакримозы", Моцарт горько заплакал и отложил ноты в сторону. Одиннадцатью часами позже, в час ночи (5 декабря 1791 года) он ушёл из этой жизни".
Эти самые первые такты "Лакримозы" стали последними в Реквиеме Моцарта и в его жизни тоже. Больше он не написал ни одной ноты.

"Лакримоза" так и осталась в виде маленького незаконченного фрагмента в восемь тактов. Это меньше минуты звучания. Два такта вступления оркестра и шесть тактов хора без сопровождения (не считая нескольких нот виолончелей и контрабасов).

Вот всё, что успел написать Моцарт в "Лакримозе":

Автограф Lacrimosa из Реквиема Моцарта.
Эти восемь тактов - именно то, что так потрясает нас в "Лакримозе".

Сначала капающие горькие слёзы у скрипок, потом "оплакивающие" возгласы хора и сразу за ними - на слова "восстанет из праха грешник и будет он судим" - роковые шаги всё выше и выше, навстречу неминуемой каре господней.
Послушать, как звучат эти восемь тактов, можно 👉
(кликните для показа/скрытия)

Requiem, K. 626: III. Lacrimosa (Fragments, Autograph Version)
Кто продолжил "Лакримозу"?
Известно, что вдова Моцарта сразу после его смерти стала искать человека, который мог бы довести недописанную партитуру до конца - ей нужно было срочно продать Реквием заказчику.

Первый, к кому она обратилась, был хороший знакомый Моцарта - Йозеф фон Эйблер. Он взялся за эту работу, но когда дошёл до "Лакримозы", отказался. Это его рукой приписаны два такта мелодии в самом конце рукописи - не очень удачное продолжение (см. на картинке выше).

В итоге Реквием привёл в законченный вид помощник и ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайер. Он проделал грандиозную работу по реконструкции того, что Моцарт записал не полностью, и дополнил Реквием тремя частями собственного сочинения (Sanctus, Benedictus Agnus Dei).

Сам Зюсмайер, а также вдова Моцарта и его невестка утверждали, что перед смертью именно ему композитор давал указания насчёт Реквиема. Кроме того, широко популярна гипотеза (ничем, правда, не подтверждённая), что он пользовался какими-то другими эскизами своего учителя.
Что касается конкретно "Лакримозы", то в наброске Моцарта Зюсмайер дописал оркестровое сопровождение к хору, и дальше развил музыкальные мысли своего учителя, приписав к восьми тактам ещё 22.

В его редакции "Лакримоза" рвёт сердце любителям музыки уже больше двухсот лет.
(кликните для показа/скрытия)

Mozart: Requiem in D minor, K.626 - 3. Sequentia: Lacrimosa
"Лакримоза"-2, "Лакримоза"-3...
Но в отличие от публики, которой в этой "Лакримозе" нравится каждая нота, в музыкальной среде всё эти двести лет выдвигались серьёзные претензии к работе Зюсмайера. Считается, что он допустил много ошибок в оркестровке, форме и голосоведении.

Примерно с середины 20 века музыканты от претензий в адрес Зюсмайера перешли к делу и стали дописывать Реквием Моцарта по-своему. Сегодня стало хорошим тоном исполнять его в обновлённых вариантах.
Теперь в концертных залах и на CD звучат одновременно несколько разных Реквиемов и несколько разных "Лакримоз" Моцарта - от немного исправляющих хрестоматийную партитуру Зюсмайера до заново переписанных. Их объединяет только то, что начинаются они с тех самых начальных восьми тактов, написанных рукой великого композитора.

Вот, например, самая радикальная "Лакримоза" в редакции английского математика и музыковеда Ричарда Маудера. Здесь совершенно новое продолжение эскиза Моцарта. Этот вариант в два раза короче привычной нам "Лакримозы"- вместо пяти минут всего две с небольшим.
(кликните для показа/скрытия)

Mozart Requiem K626 Pt 08 of 13 Lacrymosa dies illa AAM Hogwood
Ещё одна версия с совершенно другой музыкой принадлежит Дункану Дрюсу - английскому музыкальному критику и скрипачу-аутентисту. Его "Лакримоза" тоже короткая. Но зато она имеет продолжение в виде хоровой фуги (Amen). Моцартовский набросок с её началом был относительно недавно обнаружен в архивах.

Эту фугу тоже "дописали" и теперь часто включают её в Реквием (у Ричарда Маудера она тоже есть).
(кликните для показа/скрытия)

Mozart: Requiem - Lacrimosa/Amen (Druce-Norrington)

"Лакримоза", да и весь Реквием теперь стали чем-то вроде музыкального трансформера, из которого каждый пытается создать что-то своё.

Но как человека мы узнаём по лицу, так и "Лакримозу" мы узнаём по её первым восьми моцартовским тактам. Так что, кто бы её не дописывал, Моцарт имеет все полное основание поставить под этой музыкой свою подпись.

культшпаргалка
ссылка

26 Декабря 2021, 10:57
Ответ #1
Оффлайн

БеняКрик


ну и сам реквием моцарта..я считаю ег величайшим из всех произведений..до пандемию осенью у нас давали его в капелле..я ходила каждый год
В.А. Моцарт, Реквием, соч. К. 626 / W. A. Mozart "Requiem" K. 626
(кликните для показа/скрытия)


(кликните для показа/скрытия)

« Последнее редактирование: 26 Декабря 2021, 11:07 от БеняКрик »

26 Декабря 2021, 11:22
Ответ #2
Оффлайн

БеняКрик


Почему Реквием Моцарта - это не просто музыка

Г. О’Нил «Последние часы жизни Моцарта»
История моцартовского Реквиема известна даже больше, чем сама его музыка. Не факт, что любой человек узнает с первых нот его начало, но каждый хотя бы краем уха слышал три вещи:

его заказал Моцарту таинственный человек в чёрном/сером;
это было последнее сочинение гения;
и он не успел его дописать.
За этим тянется шлейф из 150 диагнозов его болезни и гипотез на тему, кто его отравил: Сальери, масоны, любовник его жены или муж его любовницы.

Но даже если убрать все мифы и домыслы жёлтой литературы, окружающие Реквием, останется совершенно удивительная история этого сочинения, подтверждающая правило, что действительность всегда интереснее, чем любой вымысел.

Реквием - это не только музыка. Это один из мифов человеческой культуры.
Реквием как судьба
История Реквиема началась в тот день, когда у одного знатного венца и меломана графа фон Вальзегга умерла юная жена. Ей было всего двадцать лет, и безутешный вдовец заказал в её честь роскошное надгробие лучшим венским скульпторам и поминальную мессу, чтобы отмечать этой музыкой каждую годовщину её смерти. Его выбор пал на Моцарта.

Летом 1791 года посыльный от графа принёс композитору письмо с условиями этой сделки и аванс. Это было вполне обычное деловое письмо (оно долгое время хранилось у вдовы Моцарта Констанции, а потом куда-то исчезло) с условием приобретения всех прав на реквием и анонимности заказчика.

Моцарт в это время работал параллельно над несколькими сочинениями, к тому же больших заупокойных месс он никогда не писал. Однако отказываться он не стал: по причине больших долгов этот заказ не был для него лишним.
На тот момент он был ещё вполне здоров и энергичен, как всегда. Мистическая сторона этого заказа открылась для него позднее, через несколько месяцев, когда он внезапно заболел. Так сошлось, что в последние две недели своей жизни, когда ему становилось всё хуже и хуже, он остался один на один с заупокойной мессой.

Не надо быть мистиком и фаталистом (а Моцарт был склонен и к тому, и к другому), чтобы прочесть в таком совпадении особый знак судьбы.
В истории музыки бывали случаи, когда композиторы сочиняли заупокойную мессу на собственную смерть. Так поступили, например, Антонио Сальери (Реквием до минор) и Луиджи Керубини (Реквием ре минор). Это что-то вроде того, как деревенский плотник делает самому себе с чувством и толком отличный гроб и хранит его на чердаке. Оба этих композитора сочиняли свои реквиемы "впрок" и прожили ещё долго, прежде, чем они им пригодились.
Ещё один венский композитор Флориан Гассман (учитель и покровитель Сальери) очень долго болел, и тоже начал писать реквием себе самому. Он не успел его закончить.
Но в случае Моцарта это было какое-то случайное и удивительное совпадение всех обстоятельств. Реквием как будто провёл черту между его жизнью и смертью.

Распухший, обездвиженный, в "смертной" рубашке с разрезом на спине, он ещё держал в руках тетрадку с Реквиемом за одиннадцать часов до смерти. Моцарт знал, что умирает и, конечно, он не мог не думать о том, что пишет музыкальную эпитафию самому себе.

Зная всё это, невозможно слушать эту музыку так же, как любую другую.

Реквием как двойной подлог
Как известно, Моцарт оставил только наброски Реквиема. Человека, который из этих эскизов создал законченное, готовое к исполнению сочинение, звали Франц Зюсмайер.

Франц Зюсмайер был венским композитором, приятелем, переписчиком и учеником Моцарта, которому, по его словам, тот перед смертью дал указания относительно Реквиема.
Задачу дописать Реквием поставила перед ним вдова Моцарта Констанция.

Нужно было сделать из эскизов законченную рукопись, так, чтобы заказчик поверил в то, что она принадлежит самому Моцарту. Иначе он бы имел полное право аннулировать сделку со всеми финансовыми вытекающими, то есть ей пришлось бы возвращать заказчику аванс, который был давно истрачен. Поэтому Констанция после смерти мужа объявила всем о том, что Реквием практически написан, осталось только подправить некоторые детали технического свойства.

На самом деле речь шла не о "технических деталях". Зюсмайеру пришлось не только закончить наброски восьми частей (Моцарт написал почти полностью лишь две ), но и написать с нуля ещё три.

По просьбе вдовы Зюсмайер сделал свою работу в условиях полной конфиденциальности. Учитывая цель его работы, он, фактически, совершил подлог: имитировал стиль Моцарта, его почерк и даже подпись своего учителя на первой странице подделал.
По этой причине Зюсмайер никогда не афишировал своё участие в реконструкции Реквиема. Но когда его об этом спросили - немецкое издательство "Брейткопф и Гертель" уточняло вопросы авторства перед первой публикацией Реквиема - он честно рассказал о своей работе. Это произошло спустя девять лет после смерти Моцарта.

Предприимчивость Констанции на грани закона имела свои оправдания: у неё на руках было двое маленьких детей и ни копейки денег. Поэтому, успешно выйдя из сложной ситуации с заказчиком Реквиема, она тут же стала нарушать свои обязательства снова и снова. Сделав себе копии нотного текста, она тайно продала одну королю Пруссии Фридриху Вильгельму II, а потом решила уступить за хорошее вознаграждение права на рукопись (которых у неё не было) сразу двум издательствам. Не говоря уже о том, что Реквием неоднократно исполнялся по её инициативе или с её ведома.
Когда обманутый граф Вальзегг узнал из газет, что готовится публикация Реквиема, он, наконец, заявил протест, и Констанции пришлось разбираться с ним в присутствиии юристов.

Силуэт графа фон Вальзегга.
Но поскольку обманутый тоже был обманщиком, Констанции удалось выйти из этого спора без существенных материальных потерь.

Интересно, что граф Вальзегг попал в очень неловкую ситуацию, когда Реквием стал исполняться в Вене под авторством Моцарта. Поскольку в то же самое время он дважды исполнял Реквием в узком кругу под своим именем. Получалось, что у Реквиема два автора.
Чтобы объяснить такой удивительный парадокс своим гостям, ему пришлось громоздить новую, совсем уж несусветную ложь: якобы, он написал этот рекивем сам, но потом решил показать его Моцарту в порядке консультации и отправил ему свою рукопись. Но тот внезапно умер. А поскольку почерк графа, якобы, как две капли воды похож на почерк великого композитора, все сочли, что этот рекивем написал Моцарт.
Интересно, поверил ли ему хоть один человек?
Как бы там ни было, конфликт между вдовой и заказчиком был урегулирован. Но впоследствии все шишки достались бедному Зюсмайеру.
ссылка

26 Декабря 2021, 16:09
Ответ #3
Оффлайн

Флёр


Спасибо Бенечка! 🌹 🌹 🌹 Как всегда, очень интересно. Хотя, конечно, я знаю это произведение Моцарта)))

26 Декабря 2021, 17:04
Ответ #4
Оффлайн

БеняКрик


Спасибо Бенечка! 🌹 🌹 🌹 Как всегда, очень интересно. Хотя, конечно, я знаю это произведение Моцарта)))
:romashka7:

26 Декабря 2021, 17:04
Ответ #5
Оффлайн

БеняКрик


Спасибо Бенечка! 🌹 🌹 🌹 Как всегда, очень интересно. Хотя, конечно, я знаю это произведение Моцарта)))
У тебя же был такой ник? Нет?

Поделиться:
 

БОЖЕ! КАК ПАРЕНЬ ПОЁТ! Аж мурашки по коже! (Почему же ты замужем? под баян)

Автор Леонидовна

Ответов: 0
Просмотров: 814
Последний ответ 22 Октября 2017, 20:51
от Леонидовна
Кто круче, Сид Барретт или Роджер Уотерс? (и почему)

Автор БеняКрик

Ответов: 1
Просмотров: 324
Последний ответ 22 Декабря 2021, 10:36
от БеняКрик
Почему девушки любят программистов?

Автор Джина

Ответов: 10
Просмотров: 434
Последний ответ 24 Ноября 2018, 23:41
от Grunger
Как нанайский мальчик Кола Бельды стал «золотым голосом Севера"

Автор Алексеевна

Ответов: 0
Просмотров: 1277
Последний ответ 10 Февраля 2018, 18:57
от Алексеевна
Суперхит XX века Consuelo Velasquez «Besame Mucho"

Автор Нина

Ответов: 0
Просмотров: 1585
Последний ответ 23 Февраля 2016, 19:00
от Нина