Художник Максим Никифорович Воробьёв: больше чем романтизм
Стиль художника Максима Никифоровича Воробьёва — это всегда чуть больше, чем общепонимаемый романтизм. Не простое отрицание классического идеализма, не слепое преклонение перед бурей человеческих страстей и не желание одухотворять и персонифицировать хаотичные силы природы.
«Аллея в Альбано», начало XIX века
Восход солнца над Невой», 1830
Вид московского Кремля (со стороны Каменного моста)»Ибо живопись Воробьёва обязательно включает в себя элементы тонкого наблюдения за объективной реальностью. Остроумные сочетания фактов и фантазий, «играющих» в одном оркестре под названием Гармония. Первые ответственны за построение композиции, вторые — за её преобладающее настроение. Первые задают темп и ритм геометрических доминант, формируют основной сюжет полотна. Вторые же представляют собою чистую импровизацию мастера на тему освещения, текстуры и контраста. Неудивительно, что именно он раньше всех из отечественных живописцев сумел «подружить» городской ландшафт и морской пейзаж столь гармонично, что по сей день ряд его работ имеют актуальное стилистическое звучание.
Вид Иерусалима», 1821
Восход солнца. В предместьях Санкт-Петербурга»
Приморский вид в Италии»Причём эта строгая иерархия между «базисом» и «надстройкой» никогда не бросится Вам в глаза. Воробьёв слишком умён и талантлив для того, чтобы увлечься работой с геометрией и пропорциями, заслонив ею романтический нарратив. В конце концов, на дворе стоял ранний XIX век, и до пришествия в мир большого искусства гениального Тернера и наследовавших ему импрессионистов было ещё ох как далеко
Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника», 1842
Исаакиевский собор и памятник Петру»
Итальянский пейзаж»Но и без всяких эффектов мгновенного впечатления картины Воробьева стали прорывом для русской школы живописи своей эпохи. Его новаторство в работе со световоздушной средой, все эти первые намёки на надвигающуюся эру бликов и отражений в его картинах 20-30 годов позапрошлого столетия, стали благодатной почвой для бурного роста отечественной пейзажной живописи. Всю жизнь работавший не покладая кисти, Максим Никифорович Воробьёв был еще и блестящим педагогом. Его лучшие ученики: Лев Феликсович Лагорио, Алексей Петрович Боголюбов, Михаил Константинович Клодт и многие другие маринисты и мастера пейзажа мирового уровня.
Лагорио Л.Ф., «Кавказское ущелье», 1893
Боголюбов А.П., «Нормандский город. 1879
Клодт М.К.,«Лесная даль в полдень», 1876Любуясь их творениями, знайте: свои первые знания об изменчивой природе мира, о неразрывности связей рукотворного и естественного, о красоте Вселенной, сокрытой в её вечном движении, все они впервые узнали от великого русского живописца Максима Никифоровича Воробьёва.
«Лунная ночь в Петербурге»
«Подъем колонны на Исаакиевский собор», 1838 спасибо
Автор статьи Лёля Городная, канал Яндекс Дзен Живопись
ссылка