Сальвадор Дали. Почему испанский художник стал самым известным сюрреалистом в мире?
Почему все знают про Сальвадора Дали? Я уверена, что про Макса Эрнста или, скажем, про Виктора Браунера или про Ханса Беллмера, картины которых были в статье: "20 картин самых ярких сюрреалистов", многие услышали в первый раз. Да, они тоже крупные художники, и они тоже сюрреалисты, но никакого сравнения нет с невероятной популярностью Дали.
Тут работает множество факторов. Во-первых, продуктивность и одаренность Дали. Без сомнений, он был наиболее профессиональным художником среди всех сюрреалистов. Яркость образов, иррациональные идеи воображения, редкая изобретательность тоже играют очень важную роль. При этом он был труженик. Он создал 1,5 тысячи художественных произведений. Я имею в виду не только живопись, но и богатейшую графику, иллюстрации, мебель, скульптуру, фильмы. Собственно, его известность начиналась с фильма.

Профиль времени" Сальвадор Дали
Однако интересно не только творчество Дали. Вызванные самой его личностью некие социально-психологические волны сделали художника популярным среди массовой аудитории. Ему нравилось публично разыгрывать роль сумасшедшего. Скандалы, беспрерывные нелепые выходки, выбор сюжетов для картин, их невероятные цены - вот такое излучение личности Сальвадора Дали во все стороны сделало его известность среди сюрреалистов такой степени, что он смог спокойно заявить: "Сюрреализм - это я".

Когда Сальвадору Дали был 21 год, он совершил своё первое путешествие в Париж, где посетил мастерскую Пабло Пикассо. Этот визит так сильно на него повлиял, что, вернувшись в мадридскую школу изящных искусств, Сальвадор отказался сдавать экзамен. Заявил, что профессора недостаточно компетентны, чтобы судить его работы. И за это, конечно, был моментально исключен. Следующая поездка во французскую столицу состоялась лишь через 3 года. За это время Дали сблизился с людьми, которые олицетворяли в Испании самый что ни на есть блистательный авангард.
Луис Бунюэль и Сальвадор Дали (Яндекс.Картинки)В 1929 году Сальвадору удалось убедить отца дать ему денег на поездку в Париж. Он планировал снимать фильм вместе со своим давним другом. Этого друга звали Луис Бунюэль. Он уже состоял в группе сюрреалистов.
В их совместной картине "Андалузский пёс" были настолько эпатажные эпизоды, что во время работы над фильмом Дали был на грани нервного срыва. А актер, снимавшийся в главной роли, покончил с собой в последний день съемок. "Андалузский пёс" стал пропуском для Дали в мир парижских сюрреалистов. Андре Бретон, возглавлявший движение, объявил его первым сюрреалистическим фильмом.
Киноафиша "Андалузский пёс" (Яндекс.Картинки)Но этот фильм стал и причиной неприятностей. Один из парижских журналов попросил у Бунюэля и Дали сценарий фильма. Конечно, никакого словесного сценария не существовало. Они сели и написали. И отдали в этот журнал. А журнал его опубликовал. С Бретоном и его компанией был большой скандал. Знаете, почему? Потому что Бретон и другие участники словесно-поэтической группы, которые разрабатывали теорию сюрреализма (можете прочитать, как они это делали в статье "Сюрреализм в реальности") были невероятно левыми политически. Они считали себя революционерами, которые, собственно, революцию уже начали. С освобождения художников, с освобождения фантазии, с освобождения психики. Они считали это первым шагом. А дальше они считали, что надо освобождать пролетариат. И когда Бунюэль и Дали получили гонорар, то им сделали очень серьезное внушение о том, что они продались буржуазии.
Поль Элюар, Андре Бретон и Робер Деснос (Яндекс.Картинки)Дали вернулся в Испанию, где начал работу над настоящими сюрреалистическими картинами, вызывая образы из самых глубин подсознания. Именно к этому периоду относится его знакомство с Галой - будущей женой. Его неустойчивое душевное состояние успокоилось рядом с ней, а Гала поняла, что если правильно организовать их жизнь, то выдающиеся способности Дали смогут их обогатить. Она стала заниматься не только хозяйством, но и бухгалтерией художника.

Сальвадор Дали с Галой (Яндекс.Картинки)
Гала начала кампанию по продвижению Дали. Когда он вернулся в Париж у него была четкая цель: присоединиться к сюрреалистам, потому что они могли предоставить ему необходимую поддержку. Он развернул активную деятельность в сюрреалистическом кружке и вскоре стал официальным членом группы Бретона.
В это время в жизнь Дали снова вошёл Бунюэль. Он хочет создать продолжение "Андалузского пса". Они снимают "Золотой век" - фильм, премьера которого состоялась в Париже в 1930 году и вызвала большой скандал. Фильм запретили к показу, начальнику полиции посыпались заявления с просьбой ликвидировать группу сюрреалистов. Что касается самого Дали - он приобрел в славе. Следующие несколько лет его выставки пользуются неизменно большим успехом.
Группа сюрреалистов во главе с Андре Бретоном (третий слева) (Яндекс.Картинки) (помоему это Дали-БК)
В 1934 году снова разгорелся скандал. В письме к Бретону Дали выразил своё восхищение Гитлером, написав, что Гитлер поддерживает сюрреалистов, потому что планирует камня на камне не оставить от существующего порядка. О взглядах Гитлера на авангардное искусство я уже писала. И они отличались от версии Дали. В ответ Бретон созвал специальное собрание, чтобы исключить Дали из группы. Но всё пошло не так, как он планировал.
Дали явился на собрание группы с градусником во рту, весь закутанный, на нём было несколько слоев одежды. Пока Бретон обвинял его в "прославлении гитлеровского фашизма", Дали то и дело озабоченно проверял термометр. Увидев, что градусник показывает 38 с половиной, он начал раздеваться. Снял ботинки, пальто, пиджак и один из многочисленных свитеров. Надел пиджак обратно. Затем пальто. Затем снял пальто, пиджак и ещё один свитер, бросил одежду к ногам Бретона. Затем снова надел пиджак и пальто. Когда итерация по снятию-надеванию повторилась 6 раз, собравшиеся сюрреалисты не выдержали и стали хохотать. Но более тяжкий удар Дали нанёс своим ответом. Он обвенил Бретона в том, что тот взял на себя функции полиции нравов. И напомнил, что настоящего сюрреалиста никогда не остановит ни мораль, ни цензура, ни страх. В результате Дали не смогли исключить.

Сальвадор Дали со своей картиной "Мягкий автопортрет с жареной ветчиной" 1941 год (Яндекс.Картинки)
С приближением Второй мировой войны Дали уже сам начнет всё больше отдалятся от группы. Бретон со своей компанией его давно перестали интересовать. Позади уже были поездки в Америку, где о нем писали все газеты. В Нью-Йорке все знали, что Дали - сумасшедший сюрреалист. И его выставки имели большой успех. Несмотря на то, что Дали ощущал себя гораздо более великим, он, не мог удержаться от провокаций Бретона. В 1939 году Дали окончательно ссорится с сюрреалистами, и его исключают из группы.
Дали не был огорчен - он обратил свои помыслы к завоеванию Америки. И начал это в своей эффектной манере. Ему заказали дизайн двух витрин для магазина на Манхэттене. Дали, я не сомневаюсь, что заранее продумано, сделал такую безвкусицу, что владельцы изменили оформление, не сказав художнику ни слова. Узнав об этом, он пришёл в бешенство и начал громить витрины. В результате был арестован. Пресса подробно осветила акцию Дали - в Америке он стал "национальным героем". Он сотрудничает с Уолтом Диснеем, работает с режиссёром Альфредом Хичкоком. В 1942 году выпускает автобиографию "Тайная жизнь Сальвадора Дали". Его литературный опыт тоже оказывается коммерчески успешным.

Бретон, глубоко завидовавший славе испанца, понимал, что Дали крадет его корону главного сюрреалиста в мире. Его затирают, а он ничем не может ответить. Насмехаясь над Дали и коммерческой составляющей его творчества, Бретон придумал ему прозвище "Avida Dollars", что по-латыни значит "алчный до долларов". Шутка мгновенно приобрела популярность. Но не повредила успеху Дали.
Последний удар Бретону и его соратникам Дали нанес в форме манифеста. В котором утверждал, что все проблемы мира искусства возникли из-за того, что "посредственности от культуры с высокомерным видом и спесивым кваканьем, стоят между творцом и публикой"

Дали никогда не давал себя фотографировать естественно. А знаменитые усы - предмет совершено особенной заботы - некоторые называли важнейшим произведением искусства, созданным Дали. Он как-то сказал фразу: "Важно, чтобы о тебе говорили. Пусть даже хорошо". Он был согласен с тем, чтобы его постоянно ругали, главное, чтобы имя звучало. И поддерживал это пламя собственной известности любыми способами.
Поэтому все знают про Сальвадора Дали.
спасибо
Живопись как сериал
ссылка