Лента 27 Ноября 2020, 14:04
  • Соцрегистрация/вход
Дом 2 новости и слухи, серии онлайн
collapse

* Регистрация

Привет!!! Добро пожаловать, тут Белок.Нет! Зато есть много всего интересного!

Пройдите простую регистрацию РЕГИСТРАЦИЯ. Присоединяйтесь к нашему дружному сообществу!

Уважаемы гости форума. Если у Вас есть вопросы или проблемы в этой теме Вы можете писать без регистрации https://belok.net/index.php?topic=60312.0. Всегда рады Вам помочь.

* Чатотема

  • Кактус: приветики всем))  :b796c:
  • Джина: Привет- привет!  :190:
  • La Peregrina: Белки, привееет! :82fc1: Всем - хорошего вечера! :190: Олег Ухналев ~ И не то, чтобы "да", и не то, чтобы "нет"
    (кликните для показа/скрытия)
  • Кактус: приветики всем)))  :190:
  • Джина: Варяжка, давай ответ на Угадайку! Хоть себя назови, а остальных потом как-нибудь!
  • Джина: Бабочки хорошие, да. Но прозрачные.  :181: :b796c:
  • Сентябрь:  Подозрительные типы)Бабочки какие! :392:
  • Джина: С дежурства пришла, а они тут как тут
  • Джина: Это капец, дядьки второй день над окном висят и шкрябают по бетону без устали.
  • La Peregrina: Белки, привееет! :82fc1:

Перейти в чатотопик

* Тестовые последние сообщения

Обновлять автоматически

Тема: Пятерку получить будет сложно, двойку — тоже. Что будет с ЕГЭ в 2020-м  (Прочитано 284 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

21 Мая 2020, 18:43
Прочитано 284 раз
Оффлайн

tatsli

Модератор раздела
1
Реклама:

Мария Божович

Пятерку получить будет сложно, двойку — тоже. Виктор Болотов — о том, что будет с ЕГЭ в 2020-м

Можно ли провести экзамен онлайн






Как сдавать ЕГЭ в этом году, по-прежнему непонятно. И возможно, нынешняя форс-мажорная ситуация показывает несостоятельность самой идеи единого экзамена. «Отцом ЕГЭ» называют Виктора Болотова, бывшего руководителя Рособрнадзора, замминистра образования, а ныне научного руководителя Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. Именно он разработал принципы этого экзамена, был его главным идеологом и куратором.



Мы поговорили о том, что нас всех может ждать в этом году, как изменится ЕГЭ в дальнейшем и почему коронавирус может пойти ему на пользу. И спросили, на сколько баллов Болотов сам сдал бы сегодня единый госэкзамен.


— Пока что у нас есть информация про 19 июня, но все, как всегда, может опять измениться. Совершенно непонятно, что делать в условиях этой неопределенности с ЕГЭ, это уравнение с множеством неизвестных.

— Гадать на кофейной гуще сейчас бессмысленно. Давайте посмотрим на эту проблему с точки зрения тех, кого она непосредственно касается.

Но для начала, у нас, как говорят математики, есть граничные условия задачи: во-первых, сделать этот экзамен безопасным для здоровья. Это императив, и он не обсуждаемый. Во-вторых, помнить, что ЕГЭ должен повышать доступность вузов для способных детей из сельской местности и малых городов, а также вузов Москвы и Питера для ребят из других регионов. Итак, доступность и безопасность.

А из тех, кого проблема непосредственно касается, нас больше всего волнуют дети. Среди них есть те, кто готовился к ЕГЭ год, два, продолжают готовиться сейчас. И есть те, кто учились ни шатко, ни валко, а в последнюю четверть и вовсе не занимались. Около четверти всех школьников, по некоторым данным, были фактически выключены из учебного процесса. Поэтому решение о том, чтобы ЕГЭ сдавали только те, кто хочет поступать в вузы, на мой взгляд, абсолютно правильное.




   Взять и отменить?

— Получается, что тем, кто лоботрясничал, жизнь облегчают. А тем, кто работал, — нет. Что, если отменить ЕГЭ для всех, а потом отчислять, скажем, после первой сессии?

— Если просто снять все барьеры, то в несколько престижных столичных вузов устремится лавина учащихся со всей страны. Не хватит ни аудиторий, ни преподавательского состава, ни количества часов в сутках, чтобы довести всех хотя бы до первой сессии.

А вот заменить ЕГЭ школьными оценками, по идее, было бы можно для тех направлений подготовки, где очень маленький конкурс и куда в основном идут абитуриенты из данного региона. Я высказал эту идею еще в марте месяце, за что был подвергнут остракизму как со стороны мотивированных детей — «Мы что, зря горбатились?», — так и со стороны вузов. Им это вообще нож в сердце. Они привыкли не проводить экзаменов, брать готовые результаты ЕГЭ, делать из них рейтинги и отбирать сливки.

Я же предлагал брать результаты ОГЭ за 9-й класс, годовые за 10-й и за первое полугодие этого года и выводить среднее арифметическое. Но проблема в том, что пятерка в слабой школе и пятерка в лицее при университете — это разные пятерки. Поэтому региональным школам надо вместе с вузами обсуждать повышающие и понижающие коэффициенты к этим пятеркам. Условно, пятерка из слабой школы должна «весить» меньше, а четверка из сильной школы — больше.


— Но все равно все окажутся в неравных условиях, поскольку не существует общефедерального рейтинга школ. Сильная иркутская школа все равно может оказаться недостаточно сильна, чтобы ее выпускник мог претендовать на место в СПбГУ, например.

— Да-да-да. В Иркутской области есть замечательные школы, и в Москве есть не самые сильные школы. Как их сравнивать? В пределах одного региона это вполне можно сделать, там все это обозримо — и тогда местный вуз получает некоторые основания для отбора самых сильных абитуриентов. Но на уровне федерации уже сложнее. В вуз Москвы уже с этими аттестатами не сунешься.

Поэтому, как ни крути, элитные вузы без ЕГЭ не обойдутся. Не случайно Ассоциация «Глобальные университеты», в которую входят ведущие университеты России, единогласно выступила за сохранение ЕГЭ. Но еще раз — там, где конкурс 1,5 человека на место и куда на 90% поступают выпускники из своего же региона, — вот там можно было бы обойтись без ЕГЭ.



   Экзамены проще не станут, а конкурс возрастет

— В этом году из-за пандемии отменили финальный тур Всероссийской олимпиады, и те, кто прошел второй тур, уже стали призерами. У них будет приоритет при поступлении. Может быть, тем детям, которые «заложились» на ЕГЭ, вообще не хватит мест?

— Да, это непросто. У нас 85 регионов, значит, число призеров по сравнению с прошлым годом надо умножать на 85. И все эти призеры могут «упасть» на ведущие вузы.

Я работаю в Высшей школе экономики, могу сказать, как это бывает у нас. Если бюджетных мест 50, а претендентов с одинаковыми баллами — 75, то «Вышка» берет на себя оплату 25 человек за счет собственных средств, не за счет государства. По крайней мере, так было до сих пор. Сколько народу «Вышка» сможет взять в этом году за свой счет? У меня пока нет ответа. Но такой ход возможен.


— Вы сказали, что проблема ЕГЭ затрагивает три стороны: детей, вузы, а кого еще?

— Еще один игрок — это Рособрнадзор. От него зависит подготовка пунктов проведения единого экзамена в каждом регионе. Проблема в том, что если следовать требованиям Роспотребнадзора, — а они рекомендуют максимальную дистанцию, дезинфекцию помещений после каждого экзамена, — то мы сильно увеличиваем число пунктов проведения ЕГЭ. Это, во-первых, деньги — надо все-таки подготовить персонал, проинструктировать учителей. А во-вторых, это угроза честности проведения единого экзамена. Чем больше пунктов, тем труднее наблюдать и больше возможностей для подтасовок. Поэтому вряд ли можно оперативно увеличить количество пунктов проведения.

Другой вариант — провести единый экзамен по математике, условно, в две смены — утром и после обеда, в 2–3 часа дня. Понятно, что утренние материалы ЕГЭ все остальные дети, которые сдают во вторую смену, тут же узнают и смогут подготовиться. Значит, потребуются дополнительные комплекты тестовых материалов, чтобы варианты не повторялись. А это очень непростая задача.


— Ходил слух, что сами экзаменационные задания будут в этом году упрощены.

— Вряд ли. Создать тест — это сложная психометрическая работа, 2–3 месяца работы специалиста. Не просто сели, придумали задания, взяли там-сям, из интернета — и вот тебе тест. Не так просто заменить сложные задания на простые. Такой тест не будет валидным — непонятно, как потом сопоставлять результаты в Калининграде и на Сахалине.

Но, я думаю, придется пойти по другому пути: не задания упрощать, а сдвигать границу двойки (если переводить баллы в школьные оценки). То есть за то, за что в прошлом году была бы двойка, в этом, возможно, будет тройка — иначе многие дети, не доучившиеся в этом году из-за сложной ситуации, окажутся ниже порога успеваемости.



   Между зеркалом и видеокамерой

— Перевести экзамены в онлайн — это из области фантастики?

— В этом году — да, из области фантастики. Не везде есть устойчивый интернет, не везде подходящая скорость, возможны технические сбои, какая бы платформа ни была — хоть Microsoft Teams, хоть Zoom.


— Допустим, у всех интернет летает. Тогда можно было бы перейти в онлайн?

— Тогда необходим прокторинг — ужасное слово, да? Это цифровой контроль, защита от списывания. К сожалению, списывание неискоренимо, каждый год мы получаем тому подтверждение и в вузах, и в школах. Да что там, если даже кандидатские и докторские списывают. Такова реальность нашей жизни.

Поэтому в мире при дистанционных экзаменах применяют систему защиты. В России наиболее распространенная система — Examus, хотя ИТМО, питерский институт информационных технологий, механики и оптики, имеет свою систему прокторинга. Правда, использование этих технологий стоит денег.


— Как это работает?

— Камера отслеживает всю вашу моторику — куда вы смотрите, как работаете с клавиатурой. Например, стоят две камеры — одна фронтальная, а вторая — у тебя за спиной. Она фиксирует, что позади компьютерного экрана никто не стоит и не подает тебе сигнал. Вместо второй камеры может стоять ростовое зеркало, которое показывает, что у тебя на столе нет никаких бумажек, никаких подсказок, что никто тебе не диктует. Это целая технология, в мире активно ею пользуются, но мы пока не готовы к ней в масштабе страны, хотя работа ведется.



   Коронавирус как стимул для развития

— А вдруг с ЕГЭ что-то не так, раз те, кто его проводят, так боятся списывания? Вы разрабатывали дизайн и методы проведения этого экзамена в другую эпоху, когда не было ни социальных сетей, ни смартфонов, а сейчас без них жизнь немыслима. Может быть, вместо того чтобы детей чуть ли не раздевать на входе в аудиторию, вводя их тем самым в дополнительный стресс, надо просто изменить предмет контроля? Проверять не память, а умение быстро находить информацию в доступных источниках. И тогда — милости просим с телефоном на экзамен.

— Подождите, подождите. Попытка нечестного использования технологий при сдаче экзамена существовала всегда. Помните старинный фильм Гайдая? Там у студента цветок в нагрудном кармане, а на самом деле это шнур. На щеках повязка — якобы у него зубы болят — а под ней наушники. Есть и старые добрые методы, когда девочки пишут на коленках, а преподаватели отводят глаза, потому что неудобно. Это до всякого ЕГЭ было.

Но, когда я сам проводил экзамен по математике, я всегда говорил: пользуйтесь всем, чем хотите (тогда не было гаджетов). Разрешал выкладывать учебники и тетради на общий стол в аудитории и подходить к ним столько раз, сколько нужно, но не записывая. Забыл формулу — подходи, читай, листай, ищи, что надо. Я сторонник того, чтобы на экзамене пользоваться любой литературой. Только надо понимать, что экзамен в этой ситуации будет очень сложным. На способности, а не на память.


— Сложным для кого — для тех, кто придумывает задания, или для тех, кто их решает?

— Для обеих сторон. Задачки на умение мыслить часто носят некорректный характер, у них несколько правильных решений. Для вузовской аудитории это нормально, но для школьников по всей России? И как потом сравнить разные решения? Большой вопрос. Хотя работа в этом направлении ведется. Можно попробовать, например, закачать в компьютер необходимую информацию, но без выхода в интернет — то есть получить готовый ответ невозможно. Тогда, конечно, списывание не нужно, у тебя и так в компьютере все есть.

Вообще, коронавирус дал очень сильный стимул к развитию всевозможных дистанционных технологий и совершенствованию проведения экзаменов.

Думаю, через год, два, три уже появятся рабочие прототипы. И когда-нибудь мы выйдем на такой уровень заданий, которые будут проверять не только умение решать конкретный тип задач, но вообще проверять способности – так называемые soft skills, различные виды компетенций — креативность, критическое мышление и так далее.



   «Пока не договоритесь, из комнаты не выпущу»

— Без этих soft skills сочинение всегда было не написать. Получается, что гуманитарные экзамены лучше адаптированы к требованиям времени? Там нужно понимание, а не зубрежка.

— А вы забыли, как это бывало? «Тема раскрыта не полностью» — и трояк. Так можно было зарубить всякого. Потому что критерии произвольны, нигде не объясняется, что значит раскрыть тему. У моего приятеля сын много лет назад поступал на филфак МГУ. Нужно было найти репетитора по русскому и литературе, тоже обязательно с филфака, потому что, если не знаешь, кто и как проверяет в этом году сочинения, никакая подготовка не поможет.

Когда мы разрабатывали ЕГЭ по литературе, первое, что я сделал — собрал вместе представителей вузовских приемных комиссий и школьных методистов и сказал: «Пока не договоритесь об общих критериях проверки сочинения, из комнаты не выпущу». И ушел.


— И что, все передрались?

— Нет, в итоге договорились. Например, пришли к соглашению, что знание текста не проверяется дурацкими вопросами типа «назовите отчество Татьяны», «как звали лошадь Вронского». Такие вопросы ничего не показывают, кроме того, что у ребенка хорошая память.


— Как вы относитесь к тому, что МГУ и его ректор, Садовничий, год за годом настаивают на идее собственных экзаменов в дополнение к ЕГЭ?

— Плохо отношусь. Почему-то Кропачев, ректор СПбГУ, говорит: «Мне хватает баллов ЕГЭ, и никаких дополнительных испытаний я проводить не буду». За счет этого он реально собирает талантливых ребят со всей страны. А если МГУ перейдет на собственные экзамены, как вы думаете, сколько талантливых детей из небогатых семей и далеких регионов рискнут приехать в Москву и не пройти по конкурсу?


— Вы, конечно, последовательный сторонник демократического подхода к образованию.

— Я скорее меритократ. По уму надо мерить, по способностям, а не по географии проживания и не по родительским кошелькам.


— Как родителям утешать детей, которые имеют на почве всей этой экзаменационной неопределенности чуть ли не нервные срывы? А мальчикам еще и армия грозит.

— Надо сказать себе: «Я знаю математику, физику или обществознание, потому что я занимался этим весь год. Я готов. Как только станут известны точные даты экзаменов, потрачу день на шлифовку. Еще раз посмотрю канал на YouTube, где учат решать ту сложную задачу. Без паники. Нервничать бессмысленно».


— Если вас самого сейчас посадить сдавать ЕГЭ, сколько баллов наберете?

— Наверное, сегодня по математике я за отведенное время все задачи бы не решил, но 90 баллов бы взял. На 100 баллов — это все-таки очень хорошую, свежую голову надо иметь. С гуманитарными посложнее. Я ведь сколько с составителями ругался: «Ребята, у вас такие вопросы, что, если ты учился по другому учебнику, ты на них ни за что не ответишь». Но 70 по обществознанию, наверное, набрал бы.




   Православие и Мир, 21 мая 2020


 

Хорошие люди - тоже люди!

Автор ИВОЛГА

Ответов: 0
Просмотров: 305
Последний ответ 28 Февраля 2016, 12:21
от ИВОЛГА
Ты нашел любовницу? Я тоже нашла...любовницу.

Автор Джина

Ответов: 0
Просмотров: 487
Последний ответ 27 Июня 2017, 21:00
от Джина
"Эти люди тоже полетят?" Дочь олигарха Чигиринского шокировал экономкласс

Автор Алька

Ответов: 2
Просмотров: 945
Последний ответ 11 Мая 2018, 11:50
от Grunger
Наталья Варвина Может кто-то тоже сталкивался с таким- подскажите, что делать

Автор Galina3409

Ответов: 2
Просмотров: 884
Последний ответ 11 Января 2016, 20:30
от Николь
Они тоже защищали Родину-Верные псы войны. Прислала Джина

Автор sova

Ответов: 1
Просмотров: 504
Последний ответ 19 Апреля 2016, 16:46
от Нина