Лента 21 Января 2020, 16:16
  • Соцрегистрация/вход
Дом 2 новости и слухи, серии онлайн
collapse

* Регистрация

Привет!!! Добро пожаловать, тут Белок.Нет! Зато есть много всего интересного!

Пройдите простую регистрацию РЕГИСТРАЦИЯ. Присоединяйтесь к нашему дружному сообществу!

Уважаемы гости форума. Если у Вас есть вопросы или проблемы в этой теме Вы можете писать без регистрации https://belok.net/index.php?topic=60312.0. Всегда рады Вам помочь.

* Чатотема

  • Кактус:  у нее быстрее прошло... она уже прекратила пить антибиотики позавчера.. а мне только новые назначили.. она оказалась крепче в этом плане))))
  • Леонидовна: А как у супруги здоровье???
  • Кактус: Доброе утро)) я вроде сегодня первый день бодрячком)) )  :116: в субботу делали флюорографию.... воспаления легких нет но врачу что то там не понравилось и прописал второй антибиотик)) теперь пью сразу два)) слабость отходит)) на монитор еще смотреть дискомфортно)) но в целом можно))
  • Леонидовна: Доброе утро! Всем привет! :romashka7:
  • Джина: Доброго утро, хорошей недели!  :190:
  • Джина: Белочки, отвечаем на Угадайку! ссылка
  • Джина: С праздником добра и света, белочки! Пусть уходят все печали и неприятности.  :b796c:
  • La Peregrina: Белки, приветствую!  :82fc1:  Всем - доброго утра! :190:
  • Лиса:  Шучу конечно, никода зимой не купался, в апреле раз на пасху, но тогда я был моложе, сейчас столько уже не выпью))
  • Джина: Это я спросонок не поняла, потом уж дотумкала, что Северный поток.  :181: А ты и раньше купался?

Перейти в чатотопик

Активность

* Тестовые последние сообщения

Обновлять автоматически

Тема: Православные праздники 13 января 2020 года  (Прочитано 46 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

13 Января 2020, 04:13
Прочитано 46 раз
Онлайн

Леонидовна

Модератор раздела
1
Реклама:
Православные праздники 13 января 2020 года
13 января 2020 года в православной церкви: Неделя 31-я по Пятидесятнице, Святки; поста нет.

Установлены следующие памятные даты:

Отдание праздника Рождества Христова;
День памяти преподобной Мелании Римляныни;
День памяти святителя Петра (Могилы), митрополита Киевского;
День памяти святителя Досифея исповедальника, митрополита Загребского;

 
День памяти священномученика Михаила Березина, пресвитера;
День памяти мученика Петра Троицкого.
Народные праздники 13 января 2020 года
Овсень
Овсень — день в народном календаре русских Поволжья и Центральных областей Европейской части России, канун Нового года — 31 декабря по старому стилю (13 января по новому), иногда — название соответствующего обряда, а также связанных понятий:

песня, исполняемая во время хождения по домам;
участник обряда;
дар за овсеньканье.
Территория распространения обозначенных терминов (а также их вариантов: авсенька, усень, тусень, таусень, баусень и др.) — районы Поволжья, средних и некоторых южных областей России (Тамбовская, Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская).

Название «Овсень» дано по типовому рефрену святочной песни: «Ой, овсень, ой овсень!», «Авсень, авсень!», «Бай, авсень!», «Таусень, таусень!», «Та-аосин!» и тому подобное. Овсеневые песни практически ничем не отличаются от среднерусских колядок, кроме припева (и факта их приуроченности к кануну Нового года). Одни и те же песни, исполняемые на Рождество, могли именоваться колядками, a в канун Нового года — авсенями. Тексты со сдвоенным рефреном («Ой авсень, ой коляда!») встречались как в рождественском, так и в новогоднем песенном цикле.


 
Обходной обряд, проводимый в этот день (разновидность колядования), назывался: овсеньканье, ходить таусить или усенькать, авсень кликать, таусеньки петь. Ср.: нижегород. «в святки ходят таусить», «в Новый год ходили усенькать девушки»; рязан. «авсенъ кликали под Новый год»; «хадили мы авсеньками (то есть ряжеными) на авсеньки, пад Новый год»; «давайти нарижацца авсеней»; «как aвcеньки — нада блины испечь, авсеньки будут ходить».

Такими же словами определялись овсеневые песни и угощение, получаемое обходниками от хозяев: «под Новый год ходили таусеньки петь»; «девушки ходили под Новый год под окнами кричать таусеньки»; «дети ходили по дворам таусеньку кричать»; «детям подавали таусеньки — кренделя»; «под Новый год ходили, таусень сбирать»; в Рязанской обл. исполнителей овсеневых песен одаривали авсеньками — печёными колбасками.

Одна из особенностей исполнения песен-овсеней — форсированный звук, громкий крик. По некоторым свидетельствам, «усень — не песня, усень кричат» (Розов, рукоп.). При обращении к хозяевам дома участники обхода обычно спрашивали разрешения: «Авсень кликать?», «Можно ли овсень кликать?», а те отвечали: «Кличьтя!» Это же выражение зафиксировано в церковных источниках 17 в., осуждавших московский обычай «в навечери Рождества Христова кликать коледы и усени».

Если русские колядки обычно имеют вид обобщенных величаний, адресованных всей семье в целом, то овсеневые песни часто исполнялись индивидуально, каждому члену семьи в отдельности. Наиболее значимые (призванные обеспечить благополучие дому и семье) овсени исполнялись хозяину и его старшим сыновьям. В цикле овсеневых песен, кроме величаний, фигурировали и особые кумулятивные тексты вопросно-ответной структуры, содержание которых не связано с поздравительной темой.

Васильев вечер
Народный праздник «Васильев вечер» отмечается 13 января (по старому стилю – 31 декабря – на кануне Нового года). Название праздника происходит от имени святого Василия Великого – архиепископа, писателя и богослова Кесарии Каппадокойской, память которого Православная церковь чтит на следующий день, 14 января.

У белорусов и украинцев более известен как «Щедрый вечер» или «Щедрец»; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как «Овсень», у болгар — «Сурва». У славян-католиков канун Нового года носил название «День Святого Сильвестра».


 
Вечер накануне Нового года назывался щедрым. Хозяйки готовили множество снеди — с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие. В пословицах об этом дне говорится: «Свинку да боровка для Васильева вечерка»; «Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий Зимний освятит!».

Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году. В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку и т. д.

Щедрый вечер, Щедрец
После того, как власть мороза ослабевала в народе отмечали один из самых любимых периодов года — Большие зимние святки. Они продолжались двенадцать дней — с 24 декабря по 5 января. День Коляды, отмечаемый 25 декабря, не входил в число святочных дней. Святки делились на две шестидневные части — светлую и темную. Первую часть Святок завершал Щедрый вечер или Щедрец, приходившийся на 31 декабря по старому стилю (13 января по новому).

С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки (щедровальные песни). Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины. Наши предки считали, что кушанья из свинины символизируют богатый урожай и плодородие. Перед щедрым пиром, как заведено, нужно было повеселить народ щедровками. Состав ряженых оставался таким же, каким он был на Коляде.

Колядовщики подходят к дому или к собравшимся на улице людям и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!». Затем колядовщики начинают «коляду томить», то есть, выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что «шли из далека», «у козы ноги болят»... Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые из которых содержат шуточные угрозы. Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся.

Белорусские традиции

С этого вечера начиналась Щедрая неделя, или Богатая Коляда. В Западном Полесье — этот вечер назывался Куготы, Гаготы или Агатуха. Происхождение названия связано с обрядом: бросали в колодец кашу — тогда же гадали и кричали в колодец: «Ку-гу-гу!». По другим данным «Агатуха» происходит от глагола «гагатать» (веселиться, смеяться). В этот день девушки гадали о будущем замужестве.

Обрядовый ужин отличался разнообразием блюд и их скоромностью. Нередко хозяин совершал обряд приглашения за стол Мороза: «Мороз, иди кутью есть. А летом не бывай, хвостом не виляй, а то буду пугой сечь». Праздничное застолье также называли «кутьёй святого козлика». Щедровали как под окнами так и в домах, где величали хозяев и желали благополучия в наступающем году. Водили «козу» («кобылку», «вола», «тура», «медведя», «журавля») и пели песни, главной из которых являлась «Го-го-го, коза». Щедровные песни отличались от рождественских в основном рефреном (вместо «Светлый вечер» звучало «Щедрый вечер»).


 
На Могилёвщине бытовала праздничная забава Щадрец (белор. Шчадрэц). Главным персонажем был «щадрец» или «щедра» — парень, изображавший девушку. На эту роль которого выбирали крупного парня. Его надевали в старьё (с маской на лице, горбом на спине, одежда пестрела колокольчиками, разноцветной ветошью, тесёмками, на голове шапка из блестящей бумаги, из-под которой свисали волосы из пеньки или льна) или солдатом (белор. жаўнерам) в соответствующем одеянии.

Украинские традиции

Главными атрибутами предновогоднего вечера у украинцев в начале 20 века были: богатый праздничный стол, щедрование, гадания, ряженье, игры и забавы. Обряды дня напоминают обряды Сочельника. Название «щедрый» связано с обычаем готовить богатый скоромный стол, в отличие от Святого вечера. На Меланку в крестьянском хозяйстве совершались обряды «хозяйственной магии»: молодых лошадей и волов впервые запрягали, чтобы приучать их к работе. Кое-где в этот день ловили воробьев и бросали в огонь, а получившийся пепел добавляли к семенам, предназначенным для посева. Считалось, что таким образом можно защитить поля от птиц.

На Харьковщине праздничный обход дворов начинался с утра, когда мальчики и девочки по отдельности обходили дворы с поздравлениями и благожеланиями («меланковали»). На Украине во время щедрования среди ряженых были Василь и Маланка. Новогодний вечер у украинцев связан с девичьими гаданиями о браке. В некоторых местах перед рассветом хозяин выносил из хаты сноп-дидух, который стоял в красном углу с Рождества, а также солому со стола и с пола, и сжигал всё это у ворот, на дороге или в саду.