Лента 20 Сентябрь 2018, 23:32
  • Соцрегистрация/вход
Дом 2 новости и слухи, серии онлайн
collapse

* Регистрация

Привет!!! Добро пожаловать, тут Белок.Нет! Зато есть много всего интересного!

Пройдите простую регистрацию РЕГИСТРАЦИЯ. Присоединяйтесь к нашему дружному сообществу!

Уважаемы гости форума. Если у Вас есть вопросы или проблемы в этой теме Вы можете писать без регистрации https://belok.net/index.php?topic=60312.0. Всегда рады Вам помочь.

* Чатотема

  • Васян: всем привет!!! :24: :159: а шо никаво нема? в поле штоле? :446:
  • Лиса: ЧеРтЁнОк_Ф_кЕдАх, я сегодня добрый  :103:, привет зайка  :190:
  • ЧеРтЁнОк_Ф_кЕдАх: Счас будут тебе и поздравления и претензии и все в личико.
  • Лиса: ЧеРтЁнОк_Ф_кЕдАх, ну да, неожиданно :181: Есть какие-то претензии, пожелания, в письменном виде и в личку, плиз))
  • ЧеРтЁнОк_Ф_кЕдАх: ну че Лис, не ждал? :puh17:
  • Лиса: Леонидовна:46:
  • Леонидовна: Добрый вечер! :puh1:
  • Алька: Лиса:98839:
  • Лиса: Осень, Алька, Джина, ИВОЛГА:190: Белочки, привет! :flightkiss:
  • ИВОЛГА: Всем  привет!

Перейти в чатотопик

Активность

* Тестовые последние сообщения

Обновлять автоматически

Тема: Зачем на Руси хоронили мух?  (Прочитано 72 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

15 Сентябрь 2018, 05:04
Прочитано 72 раз
Оффлайн

Алька


4
Реклама:
Зачем на Руси хоронили мух?

 Один из самых необычных на Руси осенних крестьянских обрядов — обряд похорон мух. Обычно его проводили в день святого Симеона Столпника (Семена-летопроводца), отмечаемого 14 сентября (1-го числа по старому стилю). В некоторых губерниях его проводили в праздник урожая, день осеннего равноденствия Оспожники (21 сентября) или на Воздвижение (27 сентября). Иногда вместе с мухами хоронили тараканов.



В этот день мух выгоняли из дома полотенцами, а в некоторых губерниях штанами. Считалось, что от того, что их прогоняли исподним, мухи обижались и не возвращались в дом.

Девушки заранее готовили «гробики» из репы, огурца или моркови. Домовину выносили с плачем и причитанием из дома. В это время выгоняющий мух приговаривал: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или «Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь».


Из огурцов или моркови делали гробики для мух и тараканов

Процессия шла до окраины деревни, где и устраивалось «кладбище насекомых». Закапывая, причитали: Дитятко мое, мушка, Подогни ножки, Мушка ты жужилка, Перестань жужжать, Пара тебе умирать. Ты с белым светом расставалася, Нашего тела накусалася. (Калужская губерния) После «похорон» делали потешные «поминки». Семенов день начинал бабье лето с традиционными гуляньями, смотринами. К нему готовились, варили пиво, поэтому часто «похороны» завершались хороводом с игрой «пиво варить». Игру начинали песней: Ай, на горе мы пиво варили, Ладо моё, Ладо, пиво варили! Мы с этого пива все в круг соберёмся; Ладо моё, Ладо, все в круг соберёмся! К середине XIX века этот обряд относят к категории потешных, шутовских. Писатель и этнограф С. В. Максимов описал особенности этой традиции на севере России, в Вологодской области. Он утверждал, что главный смысл обряда — в смотринах, что устраивали девушки перед парнями, которые в это время выбирали себе невест, ведь приближалось время осенних свадеб.


Похороны мух в наши дни

Собиратель русского фольклора Забылин описывает обряд в центральной России: «Летопроводец (Семёнов день) считается днём, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше, это служит хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов».

Обряд «похорон насекомых» был распространен во всех уголках России. По одной из версий, его источник — верование о связи насекомых с душами умерших людей. Крестьяне думали, что появляющиеся весной насекомые связаны с умершими предками, которые прилетают, чтобы помогать в сельскохозяйственных работах. Осенью, когда основные работы закончены, они отправляются в загробный мир. По другой версии, реконструкции похоронных обрядов имели охранительный, «отгонный» характер. Ритуалы, связанные со смертью, тематика детских игр, колыбельных песен — своеобразный оберег, попытка обмануть смерть.

Автор: Елена Гвозденко