Лента 19 Ноябрь 2018, 19:51
  • Соцрегистрация/вход
Дом 2 новости и слухи, серии онлайн
collapse

* Регистрация

Привет!!! Добро пожаловать, тут Белок.Нет! Зато есть много всего интересного!

Пройдите простую регистрацию РЕГИСТРАЦИЯ. Присоединяйтесь к нашему дружному сообществу!

Уважаемы гости форума. Если у Вас есть вопросы или проблемы в этой теме Вы можете писать без регистрации https://belok.net/index.php?topic=60312.0. Всегда рады Вам помочь.

* Чатотема

  • Васян: всме привет!!!!  :24: :159: я-жывой...нозанят-шописец!!!!! фейсбяка меня ск-опять забанила.... :446:
  • Васян:  колбаски-по-Лисьи....-хорошая реклама.... :446: Здарова! Братан! :puh16: :puh16: :puh16: жывой-и хорошо!!!!! а надо всё вырубать-када лезишь!  :156:
  • Алька: Меня вечером и завтра не будет, в отъезде! Утренние с тел. попробую кинуть
  • Rubi:
  • Джина: Лис, смотри чтоб нога не воспалилась! Выздоравливай..
  • Врагунесдаетсяваряг:  истинно!
  • Алька: Лиса,  Лису не упиться!  :446: Хорошо, что хорошо обошлось!
  • Алька: Алексею, удачи! Пусть будет лёгкою дорога, Пусть приведёт по назначению, И обойдёт тебя тревога, Доедешь ты без приключений.
  • Алька: Всем доброго утречка!  :190: Не делайте никому назло, делайте СЕБЕ на СЧАСТЬЕ...
  • tatsli:  ой :385: :193:

Перейти в чатотопик

* Тестовые последние сообщения

Обновлять автоматически

Тема: Зачем на Руси хоронили мух?  (Прочитано 101 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

15 Сентябрь 2018, 05:04
Прочитано 101 раз
Оффлайн

Алька

Команда
4
Реклама:
Зачем на Руси хоронили мух?

 Один из самых необычных на Руси осенних крестьянских обрядов — обряд похорон мух. Обычно его проводили в день святого Симеона Столпника (Семена-летопроводца), отмечаемого 14 сентября (1-го числа по старому стилю). В некоторых губерниях его проводили в праздник урожая, день осеннего равноденствия Оспожники (21 сентября) или на Воздвижение (27 сентября). Иногда вместе с мухами хоронили тараканов.



В этот день мух выгоняли из дома полотенцами, а в некоторых губерниях штанами. Считалось, что от того, что их прогоняли исподним, мухи обижались и не возвращались в дом.

Девушки заранее готовили «гробики» из репы, огурца или моркови. Домовину выносили с плачем и причитанием из дома. В это время выгоняющий мух приговаривал: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или «Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь».


Из огурцов или моркови делали гробики для мух и тараканов

Процессия шла до окраины деревни, где и устраивалось «кладбище насекомых». Закапывая, причитали: Дитятко мое, мушка, Подогни ножки, Мушка ты жужилка, Перестань жужжать, Пара тебе умирать. Ты с белым светом расставалася, Нашего тела накусалася. (Калужская губерния) После «похорон» делали потешные «поминки». Семенов день начинал бабье лето с традиционными гуляньями, смотринами. К нему готовились, варили пиво, поэтому часто «похороны» завершались хороводом с игрой «пиво варить». Игру начинали песней: Ай, на горе мы пиво варили, Ладо моё, Ладо, пиво варили! Мы с этого пива все в круг соберёмся; Ладо моё, Ладо, все в круг соберёмся! К середине XIX века этот обряд относят к категории потешных, шутовских. Писатель и этнограф С. В. Максимов описал особенности этой традиции на севере России, в Вологодской области. Он утверждал, что главный смысл обряда — в смотринах, что устраивали девушки перед парнями, которые в это время выбирали себе невест, ведь приближалось время осенних свадеб.


Похороны мух в наши дни

Собиратель русского фольклора Забылин описывает обряд в центральной России: «Летопроводец (Семёнов день) считается днём, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше, это служит хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов».

Обряд «похорон насекомых» был распространен во всех уголках России. По одной из версий, его источник — верование о связи насекомых с душами умерших людей. Крестьяне думали, что появляющиеся весной насекомые связаны с умершими предками, которые прилетают, чтобы помогать в сельскохозяйственных работах. Осенью, когда основные работы закончены, они отправляются в загробный мир. По другой версии, реконструкции похоронных обрядов имели охранительный, «отгонный» характер. Ритуалы, связанные со смертью, тематика детских игр, колыбельных песен — своеобразный оберег, попытка обмануть смерть.

Автор: Елена Гвозденко