Лента 14 Ноябрь 2018, 20:20
  • Соцрегистрация/вход
Дом 2 новости и слухи, серии онлайн
collapse

* Регистрация

Привет!!! Добро пожаловать, тут Белок.Нет! Зато есть много всего интересного!

Пройдите простую регистрацию РЕГИСТРАЦИЯ. Присоединяйтесь к нашему дружному сообществу!

Уважаемы гости форума. Если у Вас есть вопросы или проблемы в этой теме Вы можете писать без регистрации https://belok.net/index.php?topic=60312.0. Всегда рады Вам помочь.

* Чатотема

  • Васян: Леонидовна, жывая?!!!!!!! :24: :24: :24:
  • Васян: всем привет! :24: :159: я когото сёдня убью..... :446:
  • Джина: Хорошо, что ты здесь, мы скучали.  :b796c:
  • Леонидовна: Морально устала, но ничего, пройдет!
  • Кактус:  это хорошо))) дома всегда хорошо))) как здоровье?) устали? :puh17:
  • Леонидовна: Уже дома!  :puh1:
  • Кактус:  Добрый)  :190: Как Вы?))
  • Леонидовна: Добрый вечер! Всем привет! :puh1:
  • Кактус: есть кто?))
  • Кактус: приветики))  :116:

Перейти в чатотопик

Активность

* Тестовые последние сообщения

Обновлять автоматически

Тема: Смольный институт: спартанский быт, странный распорядок и "среднее" образование  (Прочитано 107 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

14 Сентябрь 2018, 10:34
Прочитано 107 раз
Оффлайн

Алька


3
Реклама:
Смольный институт: спартанский быт, странный распорядок и "среднее" образование

О женском образовании в Российской империи больше всех заботилась императрица Екатерина Великая. Вот где не было феминисток, так это в России XVIII века – тогда было впору кричать о нарушении прав женщины в обществе с сильным патриархальным укладом. Государыня постановила: юных дворянок от невежественной среды оградить, у строгих родителей забрать и воспитать по-новому! Правда, если быть точнее, идея принадлежала Ивану Бецкому, но Екатерина планы амбициозного просветителя всячески одобряла. Так в 1764 году началась история Смольного института благородных девиц.

Порядки здесь были не хуже, чем в солдатских казармах. Девочку отдавали в институт в шесть лет сроком на 12 лет, без права забирать ребенка на каникулы. Обучение проходило в четыре класса, затем его сократили до трех, и в конечном итоге девицы обучались всего семь лет. Для учениц разных классов предназначались разные платья, с переходом в каждый класс менялся их цвет: с кофейного – на голубой, затем на серый и, наконец, на белый. В белом ходили самые старшие ученицы. Даже с точки зрения практичности такое разделение было очень полезно: маленькие воспитанницы постоянно пачкались, поэтому для их формы использовали темную материю. В остальном же красивые с виду платья были очень неудобными и совершенно не грели. Согреться не было возможности и в постели: тонкие шерстяные одеяла были очень холодными, кровати – жесткими и неудобными. В особенно холодные дни температура в спальнях воспитанниц не достигала восьми градусов.

В институте царила строжайшая дисциплина. Ученицы поднимались в шесть утра, выходили на зарядку и умывались ледяной водой из Невы. Далее их ожидал чай с булкой и скудный завтрак – хлеб с маслом и сыром и молочная каша. На обед – жидкий суп и кусочек мяса из этого супа, на ужин – вечерний чай с булкой. В пост рацион был еще более скромным. Несколько изменила режим супруга Павла I Мария Федоровна и даже разрешила принимать в Смольный мещанок. Правда, те с дворянскими дочерями не общались. Телесных наказаний к девушкам почти не применяли, но моральное давление здесь было сильным. За неопрятный внешний вид к платью прикрепляли ношеный чулок, за дурное поведение не позволяли садиться во время приема пищи. За дерзость и сквернословие надевали на шею картонный язык, с которым связана еще одна любопытная деталь: время от времени в заведении устраивались дни, когда говорить заставляли исключительно на французском, а за русское слово награждали все тем же картонным языком. Провинившаяся носила его до тех пор, пока не находила следующую жертву, и уже тогда передавала ей этот сомнительный знак отличия. А вот что пишет о суровых порядках Смольного Александра Ешевская:

Через несколько минут Елизавета Ивановна возвратилась в дортуар, держа в руках тонкую веревку. Быстро подошла она к изголовью моей постели, и продев веревку через прутья железной кровати, захватила веревкой меня за шею и концы веревки связала вместе. Таким образом, я оказалась привязанной за шею к кровати. Мне не было нисколько больно, я лежала совершенно свободно на спине, но тем не менее при одной мысли о том, что я была привязана, руки и ноги у меня похолодели, и я готова была заплакать.

А теперь развенчаем главный миф об институте. Вопреки расхожему мнению, образовательная программа здесь была посредственной. Во-первых, императрица очень не любила умничающих женщин, но при ней уровень образования был более-менее достойным, падать он начал лишь в XIX веке. А во-вторых, смолянка прежде всего была фрейлиной или кроткой женой властного мужа, а уже потом – дамой нового типа. Говорят, что о мировой истории и географии девушки имели весьма отдаленное представление, на уроках домоводства жарили котлеты из готового фарша: все ингредиенты для блюд мыла, чистила и месила кухарка.

Последнюю партию институток Смольный выпустил не в 1917 году, а двумя годами позже (институт на тот момент переехал в Новочеркасск). В здании с тех пор располагалось новое руководство страны, а на бывшем рабочем кабинете Ленина и в наши дни висит табличка с надписью «Классная дама», напоминая о тех далеких днях, когда по коридорам Смольного строем ходили степенные воспитанницы.